+79214468781
(пусто)
 

Каталог

Жанры

English  Русский 
Валюта:

Блог / Новости RSS 2.0

Смотрители Национальной галереи могут забастовать во время ноябрьской выставки Леонардо да Винчи

Лондонская Национальная галерея может в следующем месяце столкнуться с крупной забастовкой своих смотрителей: они намереваются провести акции протеста как раз во время масштабной ноябрьской выставки Леонардо да Винчи, пишет Guardian. Сообщения о возможных акциях протеста стали появляться после того, как в прошедшем июле неизвестный мужчина облил краской два полотна Никола Пуссена.

Смотрители собираются протестовать против ухудшения системы обеспечения безопасности в музее, из-за которой, по их мнению, произведения искусства подвергаются большему риску кражи или вандализма. Забастовка будет выражаться в том, что музейные смотрители будут одновременно покидать свои посты на полтора-два часа, что в конечном итоге сделает работу музея невозможной и вынудит руководство прекратить допуск посетителей на его территорию.

Ранее в результате урезания государственного финансирования Национальная галерея была вынуждена отдать в ведение каждого смотрителя по два зала вместо одного. Около двухсот сотрудников галереи, в том числе кураторы, подписали письмо с протестом на имя директора галереи Николаса Пенни (Nicholas Penny). Сотрудники галереи посчитали, что именно эти нововведения привели к тому, что июльский вандал смог изуродовать сразу две картины: смотритель не смог ему помешать, так как находился в этот момент в соседнем зале.

Национальная галерея ожидает рекордное число посетителей на ноябрьской выставке Леонардо, которая должна стать самой масштабной выставкой ренессансного гения: полотна для нее предоставили ведущие мировые музеи. Выставка должна открыться 9 ноября, на ту же дату запланировано и начало акции протеста.

Переговоры по поводу недовольства смотрителей изменениями режима работы между администрацией галереи и ее сотрудниками проводит профсоюз. По словам его представителя, сотрудники Национальной галереи настроены очень решительно. Представитель профсоюза также опроверг версию администрации о том, что изменения в режиме работы смотрителей — часть долговременного плана развития музея, а не следствие урезания финансирования.

Новость о готовящейся забастовке почти совпала по времени с резким выступлением главы Музейной ассоциации Великобритании Ванессы Тревелиан (Vanessa Trevelyan), в котором она раскритиковала министра культуры и предложила ему прекратить обращаться с музейщиками «как с детьми» и перестать делать вид, что сокращение бюджетного финансирования не отразится на работе музеев. Тревелиан указала на то, что следствием политики министерства стало закрытие некоторых музеев, сокращение рабочих часов других, а также увольнение многих кураторов.

Пресс-секретарь Национальной галереи рассказала, что пока никакого официального уведомления о забастовке в администрацию не поступало, однако если таковая состоится, то придется принять меры — какие, пресс-секретарь не уточнила.

Источник: artinvestment.ru

На этой неделе в Лондоне состоится девятая арт-ярмарка Frieze

Модель новых павильонов арт-ярмарки Frieze. Архитектурное бюро Carmody GroarkeМодель новых павильонов арт-ярмарки Frieze. Архитектурное бюро Carmody Groarke
Источник: bloomberg.com

Состоятельные коллекционеры съезжаются в Лондон на ярт-ярмарку Frieze. В этом году участники арт-мероприятия в лондонском парке Риджентс предложат покупателям произведения искусства на общую сумму 350 миллионов долларов — что, по оценкам страховой компании Hiscox Ltd., на 25 миллионов меньше, чем в прошлом. Предварительный VIP-показ ярмарки состоится завтра, 12 октября, а основные события пройдут 13–16 октября.

Frieze — крупнейшее в Европе коммерческое мероприятие подобного рода, на котором представлены в первую очередь работы ныне живущих художников. Спонсором ярмарки является Deutsche Bank. Девятая по счету арт-ярмарка Frieze состоится после недавних падений курсов акций на биржах и общей обеспокоенности по поводу долгового кризиса. Существуют опасения, что на этом фоне может снизиться активность крупных покупателей, поэтому нынешней Frieze суждено стать лакмусовой бумажкой для оценки состояния арт-рынка. Дилеры в предвкушении: всем интересно, удержится ли спрос на уровне прошлого года.

«Коллекционеры сейчас более осторожны», — делится наблюдениями лондонский арт-консультант Таня Бакрелл Пос (Tania Buckrell Pos), среди клиентов которой много русских и азиатских коллекционеров. «Некоторые надеются, что [в этом году] цены могут немного упасть. Тем не менее интерес к Frieze остается на прежнем уровне: ожидается, что активность покупателей будет высокой», — обнадеживает специалист.

В этом году ярмарка предстанет перед посетителями в новом образе: архитектурное бюро Carmody Groarke спроектировало и соорудило несколько временных выставочных павильонов (в отличие от единого «шатра» прошлых лет). Число галерей, участвующих в ярмарке, по сравнению с прошлым годом не изменилось: их по-прежнему чуть больше 170.

ЧАК КЛОУЗ ДжоэлЧАК КЛОУЗ 
Джоэл
Источник: bloomberg.com

Нью-йоркская Pace — одна из нескольких галерей, которые в этом году впервые будут участвовать в ярмарке Frieze. Манхэттенская галерея предложит посетителям работу Чака Клоуза (Chuck Close) 1993 года «Джоэл» за 5 миллионов долларов. Помимо Pace, дебютантами этого года станут берлинская Johnen Galerie и парижская Yvon Lambert.

Одной из главных приманок для коллекционеров на Frieze являются самые современные произведения искусства по цене, не превышающей 500 тысяч долларов. Кроме того, изюминкой предстоящей торговой недели обещает стать скульптура. Так, лондонский дилер Энтони Рейнолдс (Anthony Reynolds) представит сильно уменьшенные копии так и не созданного монументального изваяния «Белая лошадь» известного скульптора Марка Уоллингера (Mark Wallinger): изначально огромную конскую фигуру планировалось установить в городе Эббсфлит в графстве Кент. Дилерская компания Hauser & Wirth представляет работу британского скульптора Томаса Хаусэго (Thomas Houseago). Его бронзовая фигура «Гермафродит» стоимостью 400 тысяч долларов появится в парке скульптур арт-ярмарки.

ТОМАС ХАУСЭГО ГермафродитТОМАС ХАУСЭГО 
Гермафродит
Источник: bloomberg.com
МАРК УОЛЛИНГЕР Белая лошадьМАРК УОЛЛИНГЕР 
Белая лошадь
Источник: bloomberg.com

Еще одна бронзовая скульптура — «Призрак человечности» Хумы Бхабхи (Huma Bhabha), живущего в штате Нью-Йорк скульптора из Пакистана, будет предложена покупателям лондонским дилером Стивеном Фридманом (Stephen Friedman) по цене около 250 тысяч долларов.

Bloomberg особо отмечает, что на ярмарке обещают активно проявить себя американские покупатели. «Мои клиенты в нетерпении», — рассказала арт-консультант из Нью-Йорка Хизер Флоу (Heather Flow). По ее словам, ее клиентов по большей части интересуют работы дешевле 30 тысяч долларов. Им прямая дорога на проходящую в рамках Frieze ярмарку SUNDAY, где можно приобрести работы начинающих авторов стоимостью даже менее 20 тысяч долларов. Не все эксперты, впрочем, одинаково уверены в перспективах рынка современных работ. Роберт Рид (Robert Read) из работающей на арт-рынке страховой компании Hiscox рассматривает новомодные произведения как самые волатильный и подверженный спекуляциям сегмент рынка.

Сольные выставки представит раздел ярмарки, озаглавленный Frame: в нем участвуют молодые галереи, созданные менее шести лет назад. В рядах Frame в этом году 25 участников, 21 из которых — новички. Среди них целый ряд галерей из Южной Америки, например, Revolver Galería из Лимы, Casas Riegner Gallery из Боготы, Ignacio Liprandi из Буэнос-Айреса.

Специализированная ярмарка Moniker, которую в прошлом году посетили около 10 тысяч человек, представит покупателям произведения стрит-арта. Среди нынешних участников — галерея Le Basse из Лос-Анджелеса и Able & Baker из Кельна.

Еще одна специализированная ярмарка в рамках Frieze — Multiplied Contemporary Editions Fair. Это мероприятие, посвященное тиражной графике, проходит при поддержке аукционного дома Christie’s. Среди участников как ветераны — галереи Whitechapel Gallery и White Cube, так и новички — Tristan Barbara Editions и Phaidon Editions.

Еще одно интересное событие — ярмарка Moving Image, посвященная видеоарту. В ней примут участие 30 галерей, в том числе Taka Ishii из Токио, Ronald Feldman Gallery из Нью-Йорка и галерея LTD из Лос-Анджелеса.

И наконец, крупным событием обещает стать организованная при поддержке галереи Чарлза Саатчи и канала Channel4 выставка 50 молодых художников «New Sensations and the Future Can Wait» на площади Блумсбери возле Британского музея. Среди ее участников Франческа Лоуи (Francesca Lowe), Дэвид Биркин (David Birkin) и Алистер Мэки (Alastair Mackie).

В следующем мае ярмарка Frieze планирует открыть филиал в Нью-Йорке, а на десятой лондонской ярмарке через год планируется в рамках раздела «Мастера предложить покупателям работы, созданные до 1950-го года именитыми художниками.

Источник: artinvestment.ru

 

Обновленный Музей Орсэ откроется 20 октября

20 октября во французской столице откроет свои двери обновленный Музей Орсэ. Его директор Ги Когеваль (Guy Cogéval) назвал произведенные в музее перемены «вторым рождением» Орсэ и пообещал, что знаменитая на весь мир коллекция импрессионистов и постимпрессионистов музея теперь предстанет в абсолютно новом свете. Специалисты, уже посетившие обновленный музей, согласились, что это действительно так.

Для того чтобы провести реконструкцию галереи импрессионистов, музею понадобилось почти 8 миллионов евро. Работы по обновлению залов импрессионистов стали частью большой двухгодичной реставрации музея, обошедшейся в 20 миллионов евро. По-новому оформленные помещения, в которых стало больше цвета и света, гораздо более выгодно преподносят великие произведения зрителю.

После ремонта в музее уже не найти узких коридоров и тупиков, белых стен и полов, а также естественного освещения, прежде проникавшего в центральный зал сквозь стеклянный потолок. Теперь в Орсэ новый интерьер: покрашенные стены и пол, а также искусственная подсветка создают в сердце Орсэ — галерее импрессионистов — почти домашнюю, даже, как говорит Ги Когеваль, — «интимную» атмосферу.

«В конце концов, эти полотна предназначались не для того, чтобы висеть в музее, а для украшения домашних стен, — говорит Когеваль. — Когда я занял свою должность, все в один голос говорили, что мне не дадут провести преобразования в историческом здании. Однако я сказал, что мы это сделаем, и нам это удалось. Все пространство музея приобрело совершенно другой вид. Выглядит великолепно».

Возможно, импрессионистам пришлись бы по душе нововведения Ги Когеваля, в особенности новое использование света, ведь Клод Моне (Claude Monet), один из основателей направления, говорил: «Свет — главный герой любой картины».

Открытие обновленных залов импрессионистов и постимпрессионистов и нового кафе, спроектированного бразильскими архитекторами Умберто и Бернардо Кампана (Humberto and Fernando Campana) приурочено к 25-му дню рождения Музея Орсэ. Здание музея, находящееся на левом берегу Сены, как раз напротив Садов Тюильри, изначально было железнодорожным вокзалом. Вокзал был построен по проекту Виктора Лалу (Victor Laloux) и торжественно открыт во время Всемирной выставки 1900 года в Париже. На церемонии открытия художник Эдуард Детай (Edouard Detaille) пророчески заметил: «Вокзал прекрасен: он напоминает музей изящных искусств». К 1939 году здание вокзала уже морально устарело: платформы оказались слишком короткими и не подходили для новых поездов — электричек. Идея создать в здании музей возникла в 70-х годах прошлого века, а открылся он в 1986 году.

Отказаться от идеи выставлять свою коллекцию на фоне белых стен, моду на которые ввел нью-йоркский музей MoMA, руководство Музея Орсэ решило еще в 2008 году. «На фоне белых стен можно выставлять искусство ХХ века и современные произведения, для остальной живописи это смерть», — уверен Ги Когеваль.

Собрание импрессионистов и постимпрессионистов Орсэ включает десятки работ всемирно известных французских художников: 34 работы Мане, 86 — Моне, 43 творения Дега, 56 картин Сезанна, 46 произведений Сислея, 81 полотно Ренуара, по 24 — Ван Гога и Гогена. Неудивительно, что подобное богатство привлекает в музей около трех миллионов посетителей в год.

Один из архитекторов, работавших над реконструкцией, Доминик Брар (Dominique Brard), рассказал Guardian, что для того, чтобы получить от властей разрешение на переделку некоторых частей здания, понадобились долгие и трудные переговоры: по словам Брара, они длились более полугода. Одна из кураторов музея рассказала, что после реконструкции у всех сотрудников сложилось такое чувство, что они видят шедевры из коллекции впервые. Вскоре испытать нечто подобное предстоит и публике.

ИЗО на телеканале «Россия К» («Культура»)

10 октября, понедельник

13:30 —История произведений искусства. «Близнецы йоруба». Документальный сериал (Франция, 2007)

Эти две статуэтки близнецов созданы народом йоруба, чья культура преобладает на юго-западе Нигерии и в Бенине. Они датируются первой половиной XIX столетия, считаются самыми красивыми в своей категории и с 1920-х годов признаны подлинными шедеврами.

00:45 (после полуночи) — документальный сериал «Мировые сокровища культуры» (Германия, 1995–2004)

В 300 сериях этого масштабного документального сериала речь идет об объектах мирового культурного наследия, находящихся под защитой ЮНЕСКО.

Тема выпуска: Запретный город в Пекине.

11 октября, вторник

13:30 — телевизионная программа из цикла «Пятое измерение». Автор и ведущая цикла — директор ГМИИ Ирина Александровна Антонова.

Мы можем не замечать этого, но именно культура является тем самым «пятым измерением», без которого не полна картина мира и в котором, не отдавая себе отчета, существует человек.

История мировой культуры — в ее известных и пока скрытых от широкого зрителя эпизодах, в их взаимосвязи друг с другом, с нашей памятью и духовной жизнью — тема цикла передач «Пятое измерение».

Паоло Веронезе — один из лучших живописцев венецианской школы — часто обращался к изображению пиров, праздников с обилием ярко одетых людей. В знаменитой картине «Брак в Кане Галлилейской», написанной для трапезной монастыря Сан Джорджо Маджоре, Веронезе изобразил около 130 фигур, помещая крупнейших живописцев (Тициана, Тинторетто и даже самого себя) среди пирующих европейских правителей и музыкантов... Об истории этой картины и о копии ее фрагмента под названием «Кончертино» неизвестного автора — речь в программе.

21:55 — программа из цикла «Больше, чем любовь». Сальвадор Дали и Елена Дьяконова

Истории великой любви, запечатленные в письмах и документах, стихах и картинах, — это тоже события культуры. В центре внимания — незаурядные личности, оставившие след в культуре и собственной жизнью показавшие, до каких высот способен подняться человек в своих чувствах.

В своих воспоминаниях Сальвадор Дали писал, что эту встречу он предчувствовал с детства. Его знакомство с Еленой Дьяконовой произошло в мастерской ее мужа, художника и поэта Поля Элюара. Именно она смогла увидеть в художнике скрытого гения и помочь ему достичь мировой славы. 

12 октября, среда

13:25 — документальный сериал «Красуйся, град Петров!» (Россия, 2011)

Доминико Трезини

Как Петропавловская крепость оказалась в самом центре Санкт-Петербурга? 1703 год. Идет Северная война. Петр Первый берет штурмом шведские крепости. Вот он — желанный выход в море! Но его нужно защищать. Где же поставить крепость?

Петр отправляется по Неве, чтобы изучить фарватер. И к вечеру он пристает к острову посреди реки. Местные жители называли его Енисаари — Заячий. С острова простреливаются оба рукава Невы и корабли с высокими мачтами видны издалека.

Архитектора Доминико Трезини пригласили в Россию как военного инженера в разгар Северной войны. Он подписал контракт, в котором оговаривалось, что «если воздух зело жесток будет здравию его, вредный, ему вольно ехать, куда он похощет»… Но он навсегда остался на невских берегах и построил Петропавловскую крепость, Собор святых апостолов Петра и Павла и колокольню с ангелом.

На островах в дельте Невы вырос царственный город Петра. Петербург стал кораблем, на котором Петр собирался войти в Европу. Но сначала появилась Петропавловская крепость. Говорят, если бы сохранились все чертежи Доминико Трезини, можно было бы представить лицо Петербурга петровского времени.

02:40  (после полуночи)— документальный сериал «Мировые сокровища культуры» (Германия, 1995–2004)

Тема выпуска: Чичен-Ица. Тайна гибели майя.

13 октября, четверг

12:55 — документальный сериал «Мировые сокровища культуры» (Германия, 1995–2004)

Тема выпуска: Фаунтейнское аббатство.

14:05 — документальный фильм из цикла «Третьяковка — дар бесценный!» (Россия, 2002–2006).Автор и ведущий Владимир Венедиктов

Цикл программ о коллекциях Государственной Третьяковской галереи. Каждая программа — монографический фильм-портрет о великих художниках или образный фильм

«Бубновый валет». КончаловскийМашковКуприн — они бросили вызов символистам и «Голубой розе». Их кумир — мир материальный, весомый, сложенный из густой красочной массы... Они назвали свое творческое объединение броско — «Бубновый валет».

14 октября, пятница

12:55 — документальный фильм «Элегия». (Россия, 2010)

Два обстоятельства сыграли решающую роль в жизни замечательного русского художника Виктора Борисова-Мусатова: то, что родился и вырос он в бедной семье, и то, что детская травма сделала его калекой на всю жизнь.

Фортуна улыбнулась живописцу лишь однажды: показанная на одной из выставок Московского товарищества художников картина «Водоем» принесла ему популярность. В начале 1904 года работы Борисова-Мусатова путешествовали с выставкой в нескольких городах Германии, потом в Париже и вызвали восторженные отклики критиков. Однако на существование художника признание это никак не повлияло: сын бывших крепостных Виктор Борисов-Мусатов продолжал жить все так же бедно.

Однако вместо, как сказали бы сегодня, «чернухи» в работах Мусатова — пленительная красота, вместо социального протеста и размышлений о несправедливости нашего мира — поэтичные лирические образы. Неуловимая печаль, элегическая тоска по прошлому совершенству, ныне утраченному и недостижимому, не столько эстетический манифест, сколько дань господствующему художественному течению времени — символизму.

Съёмки фильма проходили на родине художника, в Саратове, где чудом уцелел дом, в котором Борисов-Мусатов жил, и в Тарусе, где прошли последние месяцы его жизни. В фильме принимает участие знаток искусства Серебряного века, художник, академик живописи М. М. Курилко-Рюмин.

12:55 — документальный фильм из цикла «Энциклопедия» (Украина, 2004–2009). Режиссеры Константин Гусаков, Руслан Смирнов, Варвара Мишина.

Тема выпуска: Франсиско Гойя.

Источник: tvkultura.ru

Город Париж признан единственным законным наследником скульптора Осипа Цадкина

Как сообщает Artinfo, некоторое время назад парижский апелляционный суд вынес постановление о том, что столица Франции — «единственный обладатель прав на наследство» русского скульптора Осипа Цадкина(1890–1967). Ранее администрация Парижа по требованию суда представила документы, подтверждающие, что произведения скульптора принадлежат городу на законных основаниях. Таким образом, претензии датского психиатра Николаса Хасле на наследство Цадкина окончательно отклонены.

Хасле родился в 1960 году от внебрачной связи скульптора с молодой датчанкой. Хотя Цадкин и Хасле часто виделись, скульптор так никогда официально и не признал юношу своим сыном. После смерти Цадкина в 1967 году его вдова Валентина Пракс стала единственной законной наследницей; она же завещала все принадлежавшие ей произведения скульптора столице Франции. В 1981 году Париж унаследовал большое число работ Цадкина, а также дом, где находилась его мастерская (впоследствии там был организован музей скульптора). Разбирательства по иску Хасле к Парижу начались еще в 2009 году, и вот теперь в деле наконец поставлена точка.

Источник: artinvestment.ru

Раскрыта тайна «двуликого» портрета Гойи

Современные технологии позволили ученым обнаружить неизвестную доныне работу Франсиско Гойи (1746–1828) под красочным слоем его полотна «Портрет дона Рамона Сатуэ», единственного произведения кисти великого испанца на территории Нидерландов. Таинственный портрет, который исследователи почти со стопроцентной уверенностью приписывают Гойе, удалось увидеть и заснять при помощи прибора рентгеновской флуоресцентной спектрометрии (Scanning Macro X-ray Fluorescence Spectrometry), разработанного учеными из университета Антверпена и Дельфтского технологического университета. Профессор Йорис Дик так объясняет принцип действия прибора: «Мы можем принести новый переносной аппарат в музей и произвести съемку разных слоев полотна. Таким образом, мы можем узнать, какие краски и пигменты присутствуют под видимым красочным слоем, даже не прикасаясь к нему».

Полученное с помощью прибора изображение показало, что Гойя написал непринужденный портрет испанского судьи Рамона Сатуэ поверх парадного портрета мужчины в военной форме. Регалии на мундире изобличают в модели высокого армейского начальника, находившегося в подчинении у брата Наполеона Жозефа, который при восшествии Бонапарта на французский императорский трон стал королем Испании. Таким образом, «нижний» портрет исследователи датируют периодом между 1809 и 1813 годами, тогда как портрет дона Сатуэ датирован самим автором 1823 годом.

Хотя лицо модели на обнаруженном портрете не совсем ясно различимо, он изображает, по всей видимости, одного из генералов французской армии, последовавших за Жозефом в Мадрид, когда тот принял испанскую корону. Есть даже вероятность, что на полотне изображен сам Жозеф Бонапарт. Скорей всего, портрет так и остался у автора после того, как французская армия была вытеснена из Испании в 1813 году. Десять лет спустя у Гойи были все причины спрятать ставшее «неактуальным» произведение: помимо близости ко двору Жозефа Бонапарта, он мог навлечь на себя гнев короля еще и тем, что поддержал временное правительство и конституцию 1820 года. Когда законный король Фердинанд VII в 1823 году вернулся на престол, Гойя испугался расправы и мести и даже отправился в бега вместе с родственником дона Сатуэ. Конечно, портрет французского офицера, если бы его нашли у художника, мог только еще больше повредить испанскому мастеру.

В октябрьском номере научного журнала по истории искусства Burlington Magazine появится подробная статья об обнаруженном портрете, которую подготовили куратор отдела мирового искусства Рейксмузеума Данкан Булл (Duncan Bull), музейный реставратор Анна Крекелер (Anna Krekeler), ученые из университета Антверпена Маттиас Альфельд (Matthias Alfeld) и Коэн Янссенс (Koen Janssens) и уже упоминавшийся профессор Дельфтского технологического университета Йорис Дик.

Сейчас картина Гойи «Портрет дона Рамона Сатуэ» временно, до открытия главного здания Рейксмузеума после реставрации в 2013 году, находится в экспозиции роттердамского музея Бойманс-ван-Бениген.

Источник: artinvestment.ru

Успехи и неудачи арт-рынка Сингапура

Сингапур, судя по царящему на его арт-рынке оживлению, вскоре вполне может сменить статус и из провинции рынка искусства превратиться в одну из его столиц. Череда интересных событий этого года привлекла в азиатский город-государство множество гостей, заставив заговорить о нем как о перспективной культурной и рыночной площадке.

Впервые прошедшая в январе этого года сингапурская арт-ярмарка Art Stage, на которой можно было приобрести произведения Ай Вейвея (Ai Weiwei), Яёи Кусамы (Yayoi Kusama) и Такаси Мураками (Takashi Murakami), привлекла 32 тысячи посетителей, не пожалевших денег на входной билет. Прошедшую в марте III Сингапурскую Биеннале также посетило внушительное число зрителей — 913 тысяч. А в 2015 году в Сингапуре должна открыться Национальная галерея изобразительных искусств площадью 60 000 квадратных метров, которая станет крупнейшим выставочным пространством страны.

«Возможности арт-рынка Сингапура расширяются, — говорит Тан Бун Уи (Tan Boon Hui), директор Сингапурского музея изобразительных искусств (Singapore Art Museum). — В последнее время в Сингапуре открылся ряд площадок и прошли мероприятия, которые способствовали значительному продвижению страны на мировой арт-сцене».

Немалый вклад в эти процессы вносит активная государственная политика, нацеленная на то, чтобы превратить Сингапур в главный арт-центр региона. Ярмарка Art Stage, например, была организована при поддержке палаты Сингапура по туризму, а также Государственной палаты по экономическому развитию (правительственного органа, который занимается привлечением в страну новых инвестиций). Юджин Тэн (Eugene Tan), глава палаты и бывший директор Института искусств Sotheby’s (Sotheby’s Institute of Art), на ярмарке Art Stage выступил куратором стендов сингапурских галерей. Местная биеннале также была по большей части профинансирована из государственного бюджета: она проводится Сингапурским музеем изобразительных искусств и обошлась ему в этом году в 6 миллионов сингапурских долларов (около 4,9 миллиона долларов США).

Но хватит ли у Сингапура, к которому скептики привыкли относиться как к культурному захолустью, смелости и напора, чтобы стать процветающей столицей рынка искусства?

Уже сейчас есть некоторые признаки того, что Сингапур готов к экспериментам, без которых современное искусство невозможно себе представить. Например, японскому художнику Татзу Ниси (Tatzu Nishi) в итоге все же разрешили, несмотря на обуревавшие власти сомнения, временно построить инсталляцию в виде отеля вокруг легендарного символа Сингапура — статуи Мерлион. А в прошлом году короткометражная лента «Тсс!» («Hush»), которая анонсировалась как «самый откровенный фильм, снятый в Сингапуре», была показана без цензурных купюр. Однако иногда произведениям, затрагивающим сексуальную тематику, в целомудренном азиатском городе везет меньше: порой их даже исключают из экспозиций. Также, по словам Хелины Чен (Helina Chan), директора местной галереи iPreciation, опасливо в Сингапуре относятся и к слишком резким творческим высказываниям на политические темы.

Госпожа Чен, за которой закрепилась репутация самого смелого арт-дилера Сингапура, полагает, что художники «вольны в своем творчестве затрагивать любые темы», однако дойдут ли их эпатажные произведения до сингапурской публики — это, по ее словам, уже «другой вопрос».

Так, перформанс индийского художника Тигуллы Венканны (Theegulla Venkanna), в котором он позировал обнаженным, был запрещен к показу почти сразу после открытия ярмарки Art Stage, а сам художник был вызван на допрос в полицию. Лоренцо Рудольф (Lorenzo Rudolf), директор арт-ярмарки, отказался прокомментировать это происшествие.

Инсталляция британца Саймона Фудзивары (Simon Fujiwara) «Добро пожаловать в отель Манбер» также подверглась цензуре: она, как посчитали организаторы, содержала элементы гомосексуальной порнографии, запрещенной в Сингапуре законами вроде Акта о нежелательных произведениях, и была исключена из программы биеннале после предварительного осмотра. «Нам приходится приспосабливать экспозиции к специфическому местному культурному контексту», — поясняет господин Тан, глава сингапурского музея, находящегося на обеспечении государственной Палаты по сохранению культурного наследия. Директор музея признался, что поначалу организация не справлялась со строгими этическими требованиями местных властей и «вполне могла бы быть закрыта, еще не начав как следует работать». Шумиха вокруг инсталляции Фудзивары объясняется отчасти тем, что она должна была демонстрироваться как раз в залах музея, который позиционируется как музей для семейного посещения. По словам Хелины Чен, частные галереи не так сильно страдают от вмешательства государства в их политику, так что она с удовольствием продемонстрировала бы работу Фудзивары у себя.

Еще более осторожно дилерам и галеристам в Сингапуре приходится относиться к произведениям, затрагивающим расовые и религиозные проблемы: местные жители хорошо помнят ожесточенные столкновения между малайцами и китайцами, произошедшие здесь в 1964 году. «Сингапур — многонациональная страна, и я бы не стала демонстрировать здесь произведения искусства, которые могли бы негативно сказаться на взамоотношениях между представителями разных культур и вызвать напряженность на религиозной почве, — говорит Хелина Чен. — Если есть сомнения относительно того, что, допустим, некая художественная инсталляция может нарушить закон, лучше заранее провести переговоры с властями, чтобы прояснить ситуацию».

Другой вопрос, пока остающийся открытым, — насколько рост арт-рынка Сингапура окажется устойчивым и продолжительным. Дебютный выпуск ярмарки Art Stage стал довольно успешным, зато ArtSingapore, старейшая ярмарка современного искусства в Сингапуре, в этом году, похоже, вообще не состоится. Шэн По Чэн (Shen Po Chen), директор мероприятия, заявил, что годичный перерыв позволит его команде «еще раз проанализировать рыночную ситуацию». Впрочем, скептики утверждают, что пока рано говорить об успехах Сингапура как серьезного рынка искусства, а данные о числе посетителей Сингапурской биеннале и вообще сильно преувеличены, так как ее организаторы посчитали и случайных посетителей тех экспонатов, которые были установлены на улицах и площадях сильно загруженных районов центра Сингапура.

Еще одна сложность для амбициозного города заключается в том, что Сингапуру приходится выдерживать жесткую конкуренцию с мощным соперником — Гонконгом. Гонконгская арт-ярмарка Art HK в этом году представила творения знаменитостей масштаба Андреаса Гурски (Andreas Gursky), Луиз Буржуа (Louise Bourgeois) и Джеффа Кунса (Jeff Koons), работа которого была продана за внушительные 3,5 миллиона долларов. Art HK не публикует данных о своих оборотах, но если сопоставить цифры, то станет ясно, что одна лишь продажа Кунса принесла ярмарке больше половины всей прошлогодней выручки ArtSingapore вместе взятой (она составила 6 миллионов сингапурских долларов).

Аукционные дома Sotheby’s и Christie’s в 2007 и 2006 годах сделали Гонконг центром своих аукционных продаж в юго-восточной Азии. Джонатан Стоун (Jonathan Stone), глава дома Christie’s и его отдела искусства Азии, назвал это шагом навстречу просьбам коллекционеров, а также объяснил приход компании в Гонконг «мощью всех отраслей гонконгского рынка».

Так что в итоге расцвету Сингапура как нового арт-центра могут помешать скорее финансовые, чем культурные и прочие факторы. Обороты рынка искусства Сингапура остаются «каплей в море» по сравнению с выручкой Гонконга, говорит госпожа Чен, которая, помимо галереи в Сингапуре, владеет еще одной в Гонконге: «С коммерческой точки зрения Сингапур еще не является зрелым арт-центром. Главная задача [для него] — научиться извлекать из всех [проходящих здесь] выставок и ярмарок доллары и центы».

Источник: artinvestment.ru

На пути к славе художник «поджег» банк… на своей картине

Имя художника Алекса Шефера (Alex Schaefer) сегодня в Лос-Анджелесе у многих на устах, благодаря паре картин, изображающих горящие банки. Хотя работы этого автора выставлялись в некоторых галереях и раньше, продавались его произведения до сих пор довольно скромно: цена на них редко достигала тысячи долларов. Однако годам безвестности пришел конец, когда Шефер написал ничем не примечательный банк на одной из типичных улиц в долине Сан-Фернандо: на картине банк объят огнем!

Картина Шефера, на которой языки пламени охватывают банковскую крышу, многим напомнила знаменитую «Горящую бензоколонку» Эда Руши (Ed Ruscha), написанную в 1966 году. Впрочем, кто-то из прохожих, увидевших картину в продаже на улице, заподозрил неладное и позвонил в полицию.

Вскоре к художнику домой явились офицеры полиции, чтобы провести допрос на предмет того, планирует ли Шефер по-настоящему поджечь отделение банка Chase, изображенное на его картине. Автор рассказал, что подобное в его планы никогда не входило, а его работа была ничем иным, как метафорой финансового краха банковской системы США.

Неизвестно, продолжается ли расследование относительно картины Шефера, однако несколько опрошенных полицейских не слышали, будто бы делу был дан ход. Впрочем, вмешательство органов правопорядка сыграло лишь на пользу карьере художника. После того как о нем в связи написали в Los Angeles Times, у Шефера не стало отбоя от потенциальных покупателей его картины. Желающих было так много, что художник решил выставить работу на аукцион eBay. В результате некий немецкий коллекционер купил ее на прошлой неделе за 25 200 долларов.

Шефер, преподающий живопись и рисунок в художественном центре Колледжа дизайна в Пасадене, говорит, что до сих пор не верит в свой успех. Когда он пришел на первое занятие в новом семестре, его встречали как звезду: аудитория была набита битком, а остальные преподаватели приветственно скандировали.

После успеха картины с банком Chase, художник написал еще одну похожую работу меньшего размера — на этот раз загорелся Bank of America. Второй банковский пожар Шефер продал за 3,5 тысячи долларов. 41-летний художник считает вдохновителями своего творчества Старых Мастеров, однако сравнение с Эдом Рушей ему тоже льстит.

На волне успеха Шефер, скорее всего, и дальше продолжит рисовать горящие банки. Вполне возможно, что делать он это будет не только в Америке. Оба покупателя его картин — европейцы, которые, кстати, пригласили художника в гости. А значит, тематика работ Шефера вскоре может затронуть и европейские финансовые встряски.

Источник: artinvestment.ru

"Отец поп-арта" Ричард Хэмильтон умер в Великобритании

Британский художник Ричард Хэмильтон (Richard Hamilton), которого иногда называют "отцом поп-арта", скончался накануне в Лондоне на 90-м году жизни, передает агентство Ассошиэйтед Пресс со ссылкой на галерею Gagosian.

Самой знаменитой работой Хэмильтона стал созданный в 1956 году коллаж "Что же делает сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными? (Just What Is It That Makes Today's Homes So Different, So Appealing).

Большинство работ художника отличались резким социальным и зачастую политическим подтекстом. Так, например, на одной из своих картин он изобразил фронтмена группы Rolling Stones Мика Джаггера в наручниках, на другой - бывшего премьер-министра Великобритании Тони Блэра в ковбойском обличии.

Как сообщили в галерее, в 2013-2014 годах коллекция работ Хэмильтона совершит всемирное турне от Лос-Анджелеса до Мадрида, передает РИА Новости.

В Америке растет число картин — заложников реституционных разбирательств

В наши дни коллекционерам и музеям стоит хорошо подумать, прежде чем отправлять произведение искусства на аукцион или выставку. А лучше заранее проверить, все ли в порядке с довоенным провенансом. В противном случае работа может и не вернуться к прежнему владельцу, особенно если дело происходит в Америке.

Сразу два случая задержания произведений искусства недавно произошли на территории США. В первом случае, аукционный дом Christie’s в Чикаго снял с продажи полотно Огюста Ренуара и отказался возвращать картину прежнему владельцу до выяснения ее провенанса. А во втором случае не повезло Миланской Пинакотеке ди Брера, отправившей на выставку во Флориду работу ренессансного художника XVI века Джироламо Романо: картину не возвратят Италии, пока не будет определен ее настоящий владелец.

Пьер-Огюст Ренуар. Пейзаж возле Каня. 1900-е

Стальной магнат Ньютон Корумел (Newton Korhumel) и его супруга Ирэн приобрели «Пейзаж возле Каня» кисти Пьера-Огюста Ренуара (Pierre-Auguste Renoir) в 1956 году в нью-йоркской галерее, после чего картина долгие годы украшала их дом в Лейк-форест (Калифорния). Ирэн скончалась в конце прошлого года, спустя девять лет после ухода из жизни Ньютона. Управляющий их имением обратился в отделение аукционного дома Christie's в Чикаго, чтобы продать пейзаж Ренуара, чьи полотна нередко уходят с молотка за миллионы долларов.

Однако лот был снят с торгов после того, как Christie's в августе текущего года поставил под вопрос право на владение картиной со стороны имения Корумела. Адвокаты имения Корумела в середине августа обратились в чикагский суд с требованием подтвердить их права на пейзаж Ренуара. В иске указано, что аукционный дом отказался вернуть им работу из-за сомнительного провенанса: оказалось, что пейзаж Ренуара происходит из коллекции текстильного магната Рихарда Семмеля (Richard Semmel), вынужденного бежать из Германии от нацистских преследований в 1930-х годах. Адвокат Олаф Оссман (Olaf Ossmann), представляющий интересы наследников Семмеля, пока не требовал реституции этой картины в судебном порядке, однако утверждает, что его клиенты являются законными владельцами «Пейзажа возле Каня».

Рихард Семмель, в свое время один из ведущих производителей одежды в Берлине, а также увлеченный коллекционер, зимой 1933 года возвращался домой после отпуска в Швейцарии, когда на одной из станций ему сообщили, что в его доме был обыск, причиной для которого послужили еврейское происхождение и политические взгляды хозяина. Семмелю пришлось вернуться в Швейцарию, куда он потом сумел переправить часть своей коллекции. Другая ее часть оказалась в Нидерландах. Будучи отрезанным от своей фабрики — главного источника дохода, Семмель пустил с молотка свое собрание, в том числе и пейзаж Ренуара, на амстердамских торгах в 1933 году.

И хотя произведения из коллекции магната не были непосредственно конфискованы нацистами, их продажу его наследники считают вынужденной. Адвокат Оссман полагает, что Семмелю пришлось пустить произведения искусства с молотка, чтобы выплатить установленный нацистами высокий налог на эмиграцию. Этих доводов оказалось достаточно для нидерландского правительства, которое в 2009 году вернуло по реституции одну из картин, проданных на амстердамских торгах 1933 года. Речь идет о мужском портрете кисти Томаса де Кейсера (Thomas de Keyser), который был передан наследникам Семмеля из музея в Гауде. Теперь Оссман и его клиенты надеются, что аналогичное решение будет принято и касательно пейзажа Ренуара.

Что до Корумелов, они никогда не ставили под сомнение правомерность своего владения пейзажем Ренуара. Во время покупки картины в 1956 году супруги знали только то, что работа происходит из коллекции Ирвинга Г. Фогеля (Irving H. Vogel).

Джироламо Романо. Несение креста. Около 1530-х

Когда миланская Пинакотека ди Брера посылала 50 работ из своего собрания на выставку барочного искусства в Музей Мэри Броган в Таллахасси (Флорида), музейщики вряд ли догадывались, что у одной из этих картин может быть темный провенанс. В итоге итальянцам пришлось поплатиться за свою неосведомленность: федеральные власти запретили таллахасскому музею возвращать в Италию работу Джироламо Романо (Girolamo Romano) «Несение креста» (около 1530-х) до выяснения довоенной истории ее бытования.

Реституционный спор вокруг картины Джироламо Романо разыгрался в середине лета: директору Музея Мэри Броган позвонил французский химик Лайонел Салем (Lionel Salem), назвавшийся внуком довоенного владельца этого произведения Джузеппе Джентили (Guiseppe Gentili). По его словам, картину Романо его дед приобрел на парижском аукционе в 1914 году. Итальянский еврей Джентили был вынужден бежать из страны вместе с семьей после прихода к власти Муссолини. Свою коллекцию искусства он перевез во Францию, однако вскоре семье Джентили пришлось покинуть и эту страну. Профашистское правительство Виши конфисковало работы из собрания Джентили и пустило их с молотка в рамках государственного аукциона в 1941 году. Несколько работ, проданные на тех торгах, недавно «всплыли» в Лувре, и наследникам путем долгих судебных тяжб удалось их вернуть. Теперь они настроены вернуть и произведение Джироламо Романо. А пока не будет вынесено окончательное решение, «Несение креста» останется в экспозиции Музея Мэри Броган.

Источник: artinvestment.ru

  << пред   1   2   3   4   5   6   7   след >>

© Artline-spb.com.